Антропосоциогенез и его комплексный характер

Антропосоциогенез и его комплексный характер
Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет.Антропосоциогенез и его комплексный характер
Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, \»сначала\» возник труд, \»потом\» — общество, а \»еще позднее\» — язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.

Проблема становления человека в условиях развития — проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.

Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения, половой.
Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 социальных признака:

1.Тело-приспособленное для прямохождения.
2.Кисть-развитая для тонких манипуляций.
3.Развитие головного мозга.
4.Голая кожа.

3,5-5 млн. лет назад австралопитек только умел прямо ходить, питекантроп (1,5 млн. лет назад)-еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150 тыс. лет назад)-еще и пользовался орудиями труда.
Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:
- Общая космологическая теория эволюции.
- Синтетическая теория эволюции.
1,-разработана в рамках синергетики. Человек сам является процессом эволюции социального мира.
2,-человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни.
В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с божественным актом творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много времени, а времени существования Земли недостаточно.
Трудовая теория антропосоциогенеза.

Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный труд -> необходимость общения -> возникновения речи -> развитие сознания, таким образом труд создал человека.

В рамках развития эпистемологии (Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.
Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились на землю. Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы:
1) проблема распределения пищи;
2) проблема, связанная с удовлетворением полового инстинкта. Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.

Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.
Третья теория–концепция \»водяной обезьяны\». Когда предки спустились на землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать на задние конечности руки освобождались, становились более чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли  чаще болели  выживали \»лысые\». Так как они ели морепродукты нужна была определенная сноровка  развивалось сознание.

Биологический и социальный человек. Существуют две крайности:
1) социологизаторы;
2) биологизаторы.

Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.
Индивидуальное в человеке–биологическое (более консервативно). Социальное–постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне.

Запись опубликована в рубрике Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий