Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)

Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулась в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь однако сохранить диалектичность.Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868).
Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулась в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи — мозга.

А. И. Герцен (1812 — 1870) — признавал существование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея \»русской общины\».

Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которой и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории.
Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты «Искра». В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания.

Марксистско-ленинская философия теоретического познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинской теоретическое познание не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистического теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания (Гегеля) марксизма…” (Ленин.).

Материалистическое направление в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
В качестве исходной основы познавательного процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объектной реальности”.
Как писал В.И. Ленин Человек не только отражает мир, но и творит его”. Человек своими действиями изменяет мир.

Запись опубликована в рубрике Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий