Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (С. Кьеркегор, Ж.-П.Сатр, А. Камю, М. Хайдегегер, К. Ясперс)

Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (С. Кьеркегор, Ж.-П.Сатр, А. Камю, М. Хайдегегер, К. Ясперс)
Экзистенциализм — философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, религиозный( К
Ясперс, Г.Марсель, ), атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.Экзистенциализм. Проблема человеческого существования (С. Кьеркегор, Ж.-П.Сатр, А. Камю, М. Хайдегегер, К. Ясперс)
Экзистенциализм — философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, ), атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

В Германии экзистенциализм стал складываться после Первой мировой войны (обстановка озлобления и уныния) Новая волна — Франция времен оккупации и после Второй мировой войны.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

Исходный пункт философии экзистенциалистов — изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества.

Экзистенциальные проблемы — это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия отлично нам знакомый — это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: \»существование есть то, что никогда не становится объектом\», ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Экзистенциализм — это философия, единственный предмет которой — человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно — это страх. Страх — это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Экзистенциализм объявляет предметом философии — бытие. \»Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием\»- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Противопоставляя науку философии, говорят, что наука занимается сущим, а философия — бытием. Наука рассматривает человека как объект, и обезличивание его. Последнее постигается не опосредовано через рассудочное мышление, а непосредственно открываясь человеку через его экзистенцию. Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого, благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение экзистенции — ее необъективируемость,- можно объективировать способности и знания через материальный мир, рассматривать психические акты и деятельность, единственное, что неподвластно объективации — экзистенция. В обыденной жизни человек не осознает экзистенцию, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации.

{PAGEBREAK}

Обретая себя как экзистенцию, человек обретает свободу.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек — это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.

Однако свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода — это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. \»Человек осужден быть свободным\», свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий чел существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел существования. Время – это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти — произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество — всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие., навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды… Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

С. Кьеркегор. Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. \»Единичность\» Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо — единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности. Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки — разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя). Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами \»Я\».

{PAGEBREAK}

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике. Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его. Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа — это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский \»голос совести\»- даймонион, а голос веры — \»рыцаря веры\». Внутренним голосом человека говорит сам бог. Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя \»откровение\» Августина \»верой\», а себя — рыцарем веры.

М. Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы человеческой личности является забота, тревога, страх. Это субъективное бытие человека, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, поставить себя перед лицом смерти. Тогда он увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от общественных идолов — научной абстракции, идеалов и тд.

К. Ясперс- психиатр, в распаде личности видит не болезнь, а поиск своей индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира есть рационализация неосознанных стремлений, так сказать, шифр бытия. Задача философии — раскрыть шифр, учение о пограничных состояниях — в них человек избавляется от господств норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать себя как экзистенцию.

А. Камю- нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Существование человека абсурдно, вводит категорию абсурда в свою филсофию. Образ Сизифа- сделал бессмысленное осмысленным. Не выдерживая, человек бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю — выражение безысходного одиночества человека. Выход их ситуации — непокорство (Сизиф) и самоубийство.

Ж.-П.Сартр — дополнение к марксизму.2 вида бытия — бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественное человеческой реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения, многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсолютный мир. В морали основная категория — свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.

Запись опубликована в рубрике Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий