Виды и методы обучения персонала

Обучение персонала — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Методы обучения персонала вне рабочего места

Методы обучения Характерные особенности метода
1. Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется
для изложения теоретических и методических знаний,
практического опыта
2. Программированные
курсы обучения
Более активный метод обучения, эффективен
для получения теоретических знаний
3. Конференции,
семинары, беседы
за «круглым столом»,
экскурсии, дискуссии,
встречи
с руководством
Активный метод обучения, участие в дискуссиях
развивает логическое мышление и вырабатывает
способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения
руководящих кадров,
основанный
на самостоятельном
решении конкретных
задач
из производственной
практики
Моделирование организационной проблемы, которую
должны решить участники (слушатели) группы.
Позволяет соединить теоретические знания и
практические навыки, предусматривает обработку
информации, конструктивно-критическое мышление,
развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры Обучение поведению в различных производственных
ситуациях, при ведении переговоров, причем
обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные
точки зрения
6. Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один
инструктирует или тренирует другого относительно
основ его деятельности путем интенсивного
обучения, демонстрации и практической работы
в целях повышения эффективности деятельности
7. Самостоятельное
обучение
Наиболее простой вид обучения, для которого
не требуется ни инструктор, ни специальное
помещение, ни определенное время: обучающийся
учится там, тогда и так, как ему удобно, но
для этого нужна сознательность и желание самого
обучающегося усваивать новые знания
8. Методы решения
производственно -
экономических проблем
с помощью моделей
Моделирование процессов, происходящих
на конкурирующих предприятиях. Слушатели
распределяют между собой роли конкурирующих между
собой условных организаций. С помощью исходных
данных слушатели должны принять соответствующие
решения для нескольких стадий производства
продукции или услуг (производство, сбыт,
финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
9. Кружок качества
(«вместо учебы»),
рабочая группа
Молодые специалисты разрабатывают конкретные
решения по проблемам управления организацией,
объединившись в рабочие группы. Разработанные в
рабочих группах предложения передаются руководству
организации, которое рассматривает предложения,
принимает по ним решения и информирует рабочую
группу о принятии или отклонении ее предложений

Кроме обучения на рабочем месте и вне его возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

- опытное, или эмпирическое, обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

- демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

- программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

- обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

- обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания или работа «во втором составе» другого подразделения.

Запись опубликована в рубрике Управление персоналом. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.