«Время – деньги» как социальный феномен, его значение для менеджмента

«Время – деньги» как социальный феномен, его значение для менеджмента
Метафора современного мира «время – деньги» не случайна. Она имеет конкретное историческое происхождение, связанное с переходом человеческой истории от традиционного общества к индустриальному. Индустриальное общество сформировало новый человеческий тип буржуа. Именно в бюргерской, буржуазной среде впервые возникла мысль о возможности пересчитывать время на деньги, что было совершенно немыслимым в предшествующем, традиционном обществе.«Время – деньги» как социальный феномен, его значение для менеджмента
Метафора современного мира «время – деньги» не случайна. Она имеет конкретное историческое происхождение, связанное с переходом человеческой истории от традиционного общества к индустриальному. Индустриальное общество сформировало новый человеческий тип буржуа. Именно в бюргерской, буржуазной среде впервые возникла мысль о возможности пересчитывать время на деньги, что было совершенно немыслимым в предшествующем, традиционном обществе. Именно буржуа, по существу создавшие этику менеджмента Нового времени, впервые сформировали и представления о связи богатства и праведности (пуританскую эти-ку), о том, что кредит есть мерило добродетели. Именно они вывели фундаментальную истину, что не разбой, а мирное приобретательство способно принести богатство. Так родился феномен профессионального долга, связанного с неустанным по-вседневным трудом, лежащим в основе этически верных, справедливых социальных отношений и связей. Вот как о формуле «время-деньги» говорит согражданам Бенджамин Франклин, американский ученый и политик XVIII века: «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя только шесть пенсов — учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Время-круг» при этом не исчезает из деловой жизни совсем. Промышленные циклы, сезонные колебания спроса и предложения, туристических сезонов, повторения учебных семестров и школьных «четвертей» – все говорит о том, что «время-круг» осталось в деловой жизни, но только как составная, внутренняя часть понятия «время-стрела». Индустриальная эпоха, словно заново формирует феномен времени. Ощущение единого времени обретает массовый смысл с развитием железных дорог и становится полноценным явлением общественного сознания с вхождением в по-вседневный быт массовой прессы. С тех пор у человека возникает представление о своей жизни как о биографии. Индивидуальность планируется и воплощается в карьере. Жизненный цикл личности представляется теперь в последовательной смене этапов, которые отныне лишаются или почти лишаются прежних ритуальных от-меток (вроде многочисленных российских праздников). Путеводной звездой с тех пор становится сама жизнь.

Запись опубликована в рубрике Философия и Методолгоия Менеджмента. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий